На главную

Новости Республики

24.02.2018
[prefix]УФА, 24 фев 2018. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.[/prefix] Департамент аккредитации и брифи...
24.02.2018
[prefix]УФА, 24 фев 2018. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.[/prefix] Заявления о включении в список и...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Новости и события

07.02.2018

Конституционный Суд Республики Башкортостан принял итоговое решение по вопросу приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

          На очередном заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан, которое состоялось 7 февраля текущего года, было провозглашено Постановление по делу о проверке конституционности части 2 статьи 21 и части 1 статьи 21.3 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», а также пунктов 6, 8 и 9 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года №177-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Р.Х. Хафизова, в которой он просил проверить конституционность оспариваемых им положений указанных нормативных правовых актов.  

В качестве представителя стороны, издавшей оспариваемые акты, в заседании приняла участие заведующая отделом финансового, хозяйственного и аграрного законодательства Секретариата Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан Ю.Ф. Ахметова. Экспертами по делу стали заведующая кафедрой конституционного и административного права Башкирской Академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, кандидат юридических наук  С.Б. Сафина и доцент кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук Е.В. Балашов.

       Заявителем, в частности, оспаривалась ныне утратившая силу часть 2 статьи 21 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», установившая дату 1 января 2006 года как начало приватизации указанных земельных участков, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, и дату 1 января 2012 года как окончание бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Р.Х. Хафизов также поставил под сомнение конституционность статьи 21.3 указанного Закона, в части 1 которой предусматривалось ограничение в виде запрета на приватизацию сельскохозяйственных земель, находящихся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан.

Заявитель, кроме того, просил проверить конституционность ряда положений Закона Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года  «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», которыми признаны утратившими силу часть 2 статьи 21 и статья 21.2, а также изложена в новой редакции статья 21.3 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

По мнению заявителя, вышеприведенные законоположения противоречат нормам Конституции Республики Башкортостан и, как следствие, нарушают конституционные права и интересы жителей республики на получение на бесплатной основе своих земельных наделов (паев).

Оценивая конституционность нормы о сроках приватизации, Конституционный Суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет не о приватизации рассматриваемых земельных участков вообще, как это предусмотрено в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а  именно о бесплатной и однократной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданами, имеющими право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая) на праве общей собственности.

По мнению Суда, осуществление бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на момент принятия Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» являлось не обязанностью субъектов Российской Федерации, а их правом, что вытекало из действовавших в тот период требований   Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Тем самым,  законодатель Республики Башкортостан в тот период воспользовался своим правом, базирующемся на требованиях федерального земельного законодательства, по своему усмотрению,  исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых, вводить для граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая), бесплатную приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан.

При этом сама предусмотренная названным Законом Республики Башкортостан однократная бесплатная приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, введенная республиканским законодателем, наряду с установленной федеральным законодательством приватизацией указанных земель на возмездной основе, по мнению Суда, являлась дополнительной мерой социальной поддержки значительной части сельского населения республики, обеспеченной бюджетом Республики Башкортостан с учетом ее финансовых и иных возможностей.

Исходя из этого, Конституционный Суд Республики Башкортостан не согласился с доводами заявителя относительно не конституционности сроков осуществления данной приватизации (с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года).

На взгляд Конституционного Суда, по той же причине к усмотрению республиканского законодателя относилась и возможность введения некоторых дополнительных требований к  действиям граждан, наделенных правом бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Это, в частности, касается такого квалификационного признака как однократность бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

По поводу положения Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» об исключении из земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих бесплатной однократной приватизации, земельных участков, находящихся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, Конституционный Суд установил, что введение данной нормы было обусловлено требованиями федерального законодательства, закрепленными в  Федеральном законе от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральном законе от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», которые прямо запрещают приватизировать имущество, в том числе и земельные участки, переданное унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

     Относительно оспоренных заявителем положений  Закона Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», признавших утратившими силу ряд статей Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Конституционный Суд установил, что в обобщенном виде суть данных изменений сводится к признанию утратившими силу законоположений о бесплатной однократной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, проведенной  в республике в период с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года. Причем их необходимость была продиктована развитием федерального земельного законодательства, которое отменило ранее закрепленную возможность предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных, в числе прочего, и законами субъектов Российской Федерации.

Это, в свою очередь, сделало невозможным дальнейшее сохранение в Законе Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» норм о бесплатной однократной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, и обусловили внесение в названный Закон Республики Башкортостан соответствующих изменений.

          В итоге Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил  признать часть 2 статьи 21 и часть 1 статьи 21.3 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», а также пункты 6, 8 и 9 статьи 1 Закона Республики  Башкортостан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» соответствующими  Конституции Республики Башкортостан.


Возврат к списку


© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии